В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет мне использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.
Компьютерные технологии позволяют:
• выиграть время для более интенсивного обучения;
• сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
• вовлечь всех детей в учебный процесс;
• вводить новое через компьютерные технологии;
• развивать творчество и самостоятельность школьников.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
При проведении уроков математики особое место отвожу устному счету. На этом этапе применяю презентации с примерами, соревнования, игры. На слайде даётся задание, и если дети его выполнили правильно, то компьютер графически или с помощью звука одобряет ребят. А если допущена ошибка - просит вернуться к исходному заданию еще раз. Элемент новизны, желание помочь каким-либо героям, сюжетная линия играют воспитательную роль.
При объяснении новой темы все схемы и графики ребята видят на мониторе, они бывают не только демонстративными, но и рабочими. То есть, ребята подставляют в схему данные задач, выражений, и с помощью такого приема прохождение новой темы осуществляется более эффективно и наглядно. Ребенок спасает космических пришельцев, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из лабиринта, а развивается его память и внимание.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем с применением средств проекции на настенный экран. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Работа над задачами тоже оживляется. Составление задачи по схеме, составление алгоритма решения задачи, сюжетное представление помогают наглядно смоделировать и понять смысл задачи, а значит, и решить её верно и быстро. Применяю слайды для составления задач с использованием местного материала: история города, республики, родной школы. В третьем и четвертом классах дети сами готовят слайды к задачам, составляют и печатают задачи собственного сочинения.
На уроках математики мне очень помогает интерактивная доска. Особенно удобно осуществлять различные виды проверки: самопроверка (дети проверяют по эталону), фронтальная проверка (один ученик у доски, остальные контролируют), взаимопроверка (меняются тетрадями, проверяют по эталону, оценивают работу соседа по парте).
Интересно применение интерактивной доски на этапе текущей рефлексии. В конце урока мы заполняем различные шаблоны рефлексии. Эти шаблоны я готовлю заранее, детям очень нравится эмоциональная оценка своей работы.
В программе учебника Л.Г. Петерсон, по которому я работаю, дети знакомятся с алгоритмом. На интерактивной доске мы движемся по готовым алгоритмам, составляем их сами. На этапе планирования можно использовать доску для уточнения и конкретизации маршрута, плана исследования.
Однако, компьютер не заменяет меня на уроках, а только дополняет! Я убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютером. Это позволит ему проводить современные уроки, а значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обучения своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.