Учитель:
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Добрый вечер!
Сегодня у нас замечательный повод для встречи. Совсем недавно, 1 сентября, вы, дети, впервые переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать, считать, писать. Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А кто научил вас читать?
Читать и писать вас научила умная, интересная, занимательная Азбука. Вспомните, как вы радовались, когда впервые прочитали в Азбуке сами слова. А теперь вы сможете прочитать много интересных книг, узнать из них много нового и полезного..
Чтец:
Мне теперь не до игрушек.
Я по Азбуке учусь.
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой.
Ничего, что он хромой.
А медведь изломан слишком.
Куклу жалко отдавать.
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса,
И потом мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек.
Я по Азбуке учусь.
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Учитель:
Азбука – ваша первая учебная книга. Из нее вы узнали о могуществе нашей Родины, о красавице Москве, о дружбе людей. Сегодня, в день прощания с Азбукой, давайте совершим еще одно путешествие по ее страницам. В путешествие по стране Читалии отправимся на поезде. А в пути нам поможет веселая песня. Итак, вы готовы? В путь.
(Фонограмма «Голубой вагон». Исполнение 1 куплета)
Чтец 1:
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы,
По степям, до синих гор
На зеленый семафор.
Чтец 2:
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник, в 1 класс.
Опоздать нельзя на праздник.
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.
Чтец 1:
Прибавляет по пути
К трем 4, 2 к 5.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Повторяя алфавит.
Чтец 2:
Так садись в счастливый поезд,
И помчит от А до Я!
Нынче в нашей школе праздник,
Праздник Азбуки, друзья!
Учитель: Но мы не можем отправляться в путешествие без героя нашего праздника, без Азбуки. Давайте позовем ее.
Азбука:
Здравствуйте!
Я – Азбука, Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все-про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали
Учитель:
Садись, дорогая Азбука! Будь сегодня желанным гостем на нашем празднике. Мы расскажем тебе, чему мы научились с твоей помощью за полгода. А кого это ты привела?
Азбука:
Пока секрет.
Монтаж
Мы помним наш звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли впервые в школу
В свой самый первый лучший класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуки свои раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С… змеиный слышен свист.
Ш… шуршит опавший лист.
Ж… шмели в саду жужжат.
Р… моторы тарахтят.
Учитель:
Итак, мы прибыли на станцию «Звук». Как обозначают звуки на письме? Сколько всего гласных звуков? Сколько согласных звуков? Какие звуки не имеют собственного звука? Сегодня у нас в гостях все 33 буквы русского алфавита. Гласные здесь? Согласные здесь? Буквы, не имеющие собственного звука здесь? Буквы русского алфавита, в две шеренги становись.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется все (алфавит).
( Дети читают стихи от А до Я )
Учитель: Наш поезд отправляется на станцию «Слово».
Монтаж
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.
СО и ВА, всего СОВА.
Соединили мы два слова,
И предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
(Чтение слов с доски: мама, папа, школа, друзья, Москва, Родина, Росси.
Почему это главные слова?)
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию «Предложение». Давайте покажем Азбуке, как мы умеем читать.
Книга – наш друг.
Люби и береги книгу!
Спасибо тебе, Азбука!
Азбука: Спасибо, друзья! Я очень рада встрече с такими умными, дружными детьми. Многих детей научила я читать и писать. Ведь со дня рождения первой книги прошло более 400 лет. Сегодня я хочу познакомить вас со своей старшей сестрой, которую зовут «Родная речь». Дальше по дорогам страны Читалии вас поведет она и будет во всем помогать.
Книга:
Надеюсь, мы подружимся. Вы готовы, дети, отправиться в страну Читалию? Не устанете? Не струсите? В таком случае, для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу вас встать. К произнесению торжественной клятвы приготовиться.
Клятва
Обещаете ли вы бережно относиться к каждой книге?
Обещаете ли дружить со всеми книгами?
Обещаете ли мыть руки перед тем, как взять книгу, не писать, не загибать углов в ней?
Обещаете ли вы надевать на них рубашки – обложки, вкладывать в них закладки?
Обещаете ли быть аккуратными читателями?
Доброго вам пути по стране Читалии!
Азбука:
А я буду напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о самой первой ступеньке к вершине знаний.
Учитель: Спасибо тебе, Азбука! Мы вас обеих приглашаем остаться с нами. А сейчас мы подарим вам песню.
(Исполнение песни «Чему учат в школе»)
Чтец:
В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом,
И рябиновость июля,
И росинки, и рассвет.
Буква «Р» - раненье пулей,
Что у сердца носит дед.
Разбудили утро рельсы.
Распахнулись даль и ширь.
Русый ветер мчит навстречу
По равнине. Ты дыши
Русским воздухом упругим
И ромашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Родина и жизнь.
Учитель:
Ребята, сегодня утром на крыльце школы я встретилась с почтальоном Печкиным. Он передал для вас телеграмму, письмо и посылку.
1. Телеграмма от веселых человечков.
2. Письмо от героев из передачи «Спокойной
ночи малыши» и ребусы.
3. Посылка и письмо из Простоквашина.
Поздравление родителей.
Инсценировка Заходера «Буква Я».
Концерт «Ромашка». (призы из магазинчика Винни-Пуха)
Игры:
«Раз – цветочек, «Лимбо», «Веревочка»